Инновации меняют ландшафт кредитного рынка

В течение последующих лет на финансовом рынке возникнут значительные сдвиги в части перераспределения сегментов заемщиков. МФО и компании онлайн кредитования закрепляют свои ниши на рынке кредитования и используют ситуацию, сложившуюся с банковским рынком, в качестве возможностей для роста.

Инновации меняют ландшафт кредитного рынка

К такому выводу пришли эксперты Первого кредитного бюро в ходе анализа рынка БВУ, МФО и компаний онлайн-кредитования за прошедшие 3 года.

По данным Аналитического центра ПКБ #1CB Analytics ссудный портфель МФО составил свыше 103 млрд. тенге и увеличился за год на 56%. Отметим, что микрофинансирование - это достаточно «нишевый» бизнес, в основном представленный за счет потребительского кредитования физических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП). Причем половина портфеля МФО составляет кредитование ИП и малого бизнеса. Исторически сложившийся профиль заемщиков ИП всегда был привлекателен, так как в этом сегменте высокая возвратность, а портфель неработающих кредитов ИП у МФО составляет лишь 2,5%.

Всего из розничного портфеля МФО основную долю формируют потребительские беззалоговые кредиты. Ссудный портфель их составляет 32,4 млрд. тенге (а это больше половины портфеля розницы МФО). Значительную долю также занимает автокредитование – 12,8 млрд.тенге или 25% от розничного портфеля.

Динамика темпов роста рынков МФО (в том числе онлайн кредитования) и БВУ определенно показывает миграцию клиентских потоков из банков в другие кредитные организации.

«Миграция клиентов существует, и это неизбежный маркетинговый процесс. Появляется множество альтернативных форм кредитования, продуктов, процессов. Все это меняет подход к кредитному рынку в целом. Рынок распределяется на микрозаймы в онлайн, микрозаймы в оффлайн и классические продукты банка. Так, только за 1 квартал 2017 года рынок МФО вырос на 6,5% в рознице и 9,7% в бизнес кредитовании. В то время как аналогичные показатели по банковскому сектору составили минус (-) 0,4% и 0.2% соответственно», - отметила Асем Нургалиева, Директор по развитию бизнеса Первого кредитного бюро.

Активны МФО и «онлайнеры» в выдачах кредитов. Только в 1 квартале 2017 года в общем количестве выданных кредитов доля МФО составила 5,4% и компаний онлайн кредитования – 10%. Конечно, основными кредиторами остаются банки, хотя в автокредитовании доля МФО уже выросла до 16,4% в общем объеме выданных автокредитов, а это 2,6 млрд. тенге в 1 квартале 2017 года.

Дифференциация банков, МФО и компаний онлайн-кредитования заметна и в суммах выдач. В банках, например, средний кредит на заемщика составляет 505 тыс. тенге, в МФО – 322, а в Интернете займы не превышают 33 тыс. тенге. Интересен и тот факт, что заемщики, обращающиеся за кредитом впервые, получают почти вдвое меньше в отличие от заемщиков с хорошей кредитной историей. В банках на одного нового заемщика приходится, например, 235 тыс. тенге, а в Интернете первый заем можно оформить лишь на 10-12 тысяч. Стратегия МФО в части сумм кредитования достаточно стабильная по первичным и последующим займам.

Информативен и региональный разрез заемщиков. Если в интернет-кредитовании регион не имеет значения, то для МФО в оффлайн – это также является нишей для дифференциации. Высокая доля микрофинансирования (свыше 5%) в Алматинской области, Южно-Казахстанской, Кызылординской, Жамбылской и Мангыстауской.

Качественный рост рынка микрофинансирования отражается также в показателях по NPL. В 1 квартале 2017 года доля неработающих кредитов в рознице банков составила 16,9%, а в МФО – 3,6%. По портфелю бизнес-кредитования доля NPL МФО сохраняется на уровне 2,5%, БВУ – 13,5%. Кредитования бизнеса в Интернет пока нет, но это неизбежный эволюционный этап.

ТОО «Первое кредитное бюро»: Первое кредитное бюро было организовано 12 лет назад с целью формирования более прозрачных отношений между заемщиками и финансовыми организациями. Поставщиками информации в бюро является более 150 кредитных организаций.

Тип: 
Все права защищены 2016