Что ждет онлайн кредитование в будущем?

Онлайн кредитование стало мэйнстримом на всех крупнейших финансовых рынках уже несколько лет назад. Как это ни удивительно, крупнейшим рынком является Китай с оборотами около 150 млрд долларов в 2015 году, следующими за Китаем рынками являются США (22 млрд долларов), и Европа (около 6 млрд долларов с учетом Великобритании и около 1,5 млрд долларов без неё). За четыре года в Казахстане появился совершенно новый сегмент экономики – онлайн кредитование, который на данный момент достиг оборотов в 12,5 млрд. тенге, с охватом более 350 000 казахстанцев и в ближайшие годы может вырасти по объему доходов до цифры в 170 млрд.тенге или 500 млн. USD. Если в Китае рынок онлайн кредитования, по мнению экспертов, уже достиг доли в размере около 11% от всего рынка кредитных продуктов, то в США и Великобритании онлайн кредитование составляет пока еще только около 2% от соответствующего рынка, но при этом продолжает расти сотни процентов в год. Наиболее крупными направлениями онлайн кредитования в вышеперечисленных странах являются такие направления как 1) онлайн факторинг кредиторской / дебиторской задолженности, 2) онлайн кредитование малого и среднего бизнеса, 3) розничное кредитование, которое включает как «займы до зарплаты», так и более длинные по сроку потребительские займы, и займы на образование, 4) кредитование под залог недвижимости. В Казахстане пока, по сути, работает только розничное онлайн кредитование и доля этого вида кредитования в Казахстане в пропорции от всего рынка, как можно догадаться, составляет всего лишь мизерные доли процента. Если же говорить о перспективах на примере Великобритании, то эксперты прогнозируют, что доля прямого (небанковского) онлайн кредитования в этой стране уже к 2025 году составит от 15% до 40% в зависимости от продукта. Получается, что в Великобритании, по ряду традиционных для себя продуктов, местные банки за менее чем 10 лет потеряют около 1/3 своего «родного» рынка? А на американском рынке крупнейшие банки уже, по сути, признали, что проиграли pole position технологичным компаниям - онлайн кредиторам и начинают активно работать с ними уже как с равноправными партнерами, инвестируя в акционерный капитал таких компаний или предоставляя им долговое финансирование. В качестве свежих примеров можно упомянуть американский банк JPMorgan Chase, который в прошлом году объявил о партнерстве с американской компанией OnDeck, которая занимается онлайн кредитованием малого и среднего бизнеса - JPMorgan договорился о передаче в OnDeck кредитных заявок от компаний МСБ, которые JPMorgan не обрабатывает из-за недостаточно большой суммы каждой заявки. Параллельно JPMorgan Chase инвестировал в капитал компании AvantCredit, которая выдаёт онлайн среднесрочные потребительские займы. Также в 2015 году структуры банковской группы BBVA и швейцарский банк Credit Suisse инвестировали в капитал американской компании Prosper, а во второй половине 2015 года Credit Suisse предоставил долговое финансирование компании Prodigy Finance, которая занимается онлайн займами на образование. Современные технологии неизбежно будут всё сильнее и сильнее проникать в сектор финансовых услуг как во всем мире, так и в Казахстане и, в итоге, станут обязательным атрибутом эффективности каждого финансового, в том числе, банковского, бизнеса, так как уже сегодня эти технологии дают возможность более качественно и недорого проверять потенциальных клиентов, а в будущем получение данных онлайн и последующая онлайн обработка этих данных (BigData) станут, скорее всего, единственно возможным способом проверки контрагентов. Поэтому доля онлайн финансовых услуг в Казахстане будет несомненно расти от долей процента к 100% рынка. Если проводить параллели с западным рынком, то у казахстанских банков две альтернативы – или постепенно сдавать позиции на рынке онлайн финансовых услуг инновационным небанковским компаниям и, в итоге, стать их партнерами или уже сейчас начать активно развивать свои направления по оказанию всего спектра финансовых услуг онлайн. Однако основываясь на западном опыте, большим компаниям сложно оперативно перестраивать бизнес модели или создавать инновационные бизнесы руками корпоративных сотрудников–непредпринимателей. Как правило, гораздо эффективнее входить в новое для себя направление за счет покупки уже существующих инновационных компаний и их молодых высокомотивированных команд. Данный подход как раз и лежит в основе развитого венчурного рынка и коммерциализации новых технологий.

Все права защищены 2016